Наш сайт
        История одной школы это маленькая крупица в истории образования России. Вся история наравне с великими событиями, состоит еще и из жизни таких глубинок как наше село. На этом примере можно рассматривать историю России за прошедшие двести лет. Каждое событие, каждая реформа и каждый указ нашли здесь свое отражение. И никто иной, как крестьяне испытывали и (продолжают испытывать) на себе все тяготы происходящих перемен. Но к счастью, в нашем селе, народ понимал, что образование никогда не помешает человеку, его не нужно носить за плечами. Поэтому и появилось образовательное учреждение в деревне еще в 1880 году.
        История интересна еще и тем, что в конце XIX века жили и учились здесь люди совершенно другой национальности, исповедующие другую религию и ведущие иной образ жизни, чем нынешнее большинство. Но их потомки, значительно утерявшие свои корни, и сейчас являются неотъемлемой частью села.
       Шло время, все менялось, но школа не прекратила своего существования и не утратила своей основной функции: дать образование и воспитать.
       Так же, как и сейчас, 125 лет назад ребятишки хотели (или не очень хотели) учиться, а их родители старались изо всех сил дать им образование. Взрослые находили возможность и средства посадить своих чад за парты, создав при этом максимальные условия для обучения.
       Итак, год 1880-й. Генерал-лейтенант царской армии Жиров, по известным одному ему причинам, решает, продать 1600 десятин плодородной земли. Земля находится на территории Войска Донского, в 3 верстах от железнодорожной станции Степная. Землю облюбовали немцы-лютеране и поселились здесь, в 18 дворах, в количестве 230 человек. 112 мужчин и 118 женщин.1 а дети? Конечно, они были! Но, увы, тогда их никто не сосчитал. Дети ведь не были не потенциальными воинами, не работниками, не вели они и домашнего хозяйства. Без их помощи, вряд ли обходился хоть один двор: гусей пасти, дом убрать, огород прополоть, за младшими присмотреть. Работы хватало на всех! Но как только немцы решили обосноваться на этом месте, им сразу же пришло в голову отстроить школу. Почему сразу? Да потому что поселились они здесь в марте, а 1 сентября 1880 года школа приняла первых учеников. А их было всего 29: 19 мальчиков и 10 девочек.
       Школу отстроили деревянную, небольшую по площади, но немцы колонисты не унывали. Лиха беда начало! Школу выстроить - это еще что! С 1 сентября 1881 года школа получает официальный статус: Марьентальское народное лютеранское училище. Для преподавания в учебное заведение пригласили профессиональных учителей: Егер Ивана Ивановича, обучавшего и успешно окончившего курсы в Ревельском городском училище. Был он человеком семейным и, наверное, имел своих детей, иначе вряд ли бы согласился преподавать детям пение без вознаграждения.
       Вообще-то лютеране весьма сдержаны, и религия, которую они исповедуют, направлены в большей степени на человека, чем на Бога. Лютеранские церкви освобождены от икон и церемоний. Священник такой же человек, как и остальные. Наверное, именно поэтому и стало возможным открыть в конце XIX века в сельской местности светскую школу. Конечно, здесь был и церковный приход, но он в отличии от школы, находился не на первом месте. И, наверное, нужно спустя так много лет сказать огромное спасибо тому первому учителю, приехавшему сюда, да еще согласившемуся с детьми песни петь. Нужно отметить, что работа учителя весьма высоко оценивалась нашими предками, он получал 150 рублей жалованья. Это при том, что квартира была бесплатной, а сельхозпродукты сносились общинниками.
       В 1903 году отстроили новую школу. И здесь уместен еще один факт, показывающий отношение местных жителей к детям: школу строили всем миром. Документ свидетельствует: «здание отстроено вновь в 1903 году, на счет местного общества собственников на сумму в размере 3800 рублей.
       Несмотря на все трудности, люди нашли средства. И построили школу. Кирпичную. Большую и светлую. Она до сегодняшнего дня стоит во дворе рядом с современной. Итак, большую. По данным «Ведомости » 1 января 1904 г. в школе обучается 51 человек, 32 мальчика и 19 девочек. На каждого приходится 2,5 квадратных аршина площади. А ведь это совсем не мало, так как 2,5 квадратных аршина равно примерно 1,7 квадратных метра. В школе большие окна, и каждое окно имеет фрамугу для проветривания! Снабжена школа удобной мебелью, доской и мелом. Правда, с учебными пособиями было очень сложно, их просто не имелось. Когда становилось темно, в помещении зажигались керосиновые лампы, от них свет лучше, чем от свечей (еще одно проявление заботы о детях). Зимой топились печи, их было несколько, принимая во внимание размеры здания (а дымоходы сохранились и сейчас). Думаю, горящий в печи огонь и потрескивающие дрова, создавали дополнительный уют. Выше много было сказано, что школу в 1903 году отстроили кирпичную, так вот кирпич изготовлялся на местном кирпичном заводе, местные жители еще и сейчас находят его в земле.
       Еще один момент, который никак нельзя обойти стороной. Какими бы прогрессивными не были жители села сто лет назад, в школе преподавали у них только мужчины со специальной подготовкой. А вот «учительниц не было», так свидетельствует документ. А жаль. Девочкам они были бы очень нужны.
       А еще в школе одна комната была отдана малышам, то есть, организован своего рода детский сад. Стало быть, о самых маленьких никто не забыл, они не были брошены, и о них проявляли заботу. Что говорило само за себя.
       Наверное, нужно затронуть еще один немаловажный вопрос – религию. 1880 год – все обучающиеся дети лютеране, 1903 год имеет ту же картину, а вот год 1910 наводит на размышления. Учеников в школе уже 70 и 3 из них – православные христиане. Что это? Лютеране на свою территорию пустили чужаков? Или слухи о светском училище распространились и привлекли внимание родителей (в школе было даже 3-е горожан)? А может, привлекло то, что школа имела четыре отделения, т.е. была еще, как сейчас сказали бы, многопрофильной? И не пугало то, что обучение в школе было платное. Документы говорят «расходы на содержание школы составили 620 рублей. Общественный и сословный сбор составил 500 рублей; плата за обучение – 120 рублей». Но как бы там ни было, ничто не мешало детям учиться терпимости, милосердию, любви к ближнему, доброте, справедливости. Вот и сидели за одной партой и лютеране, и православные. Учились вместе, жили в одном селе, а главное дружили.
       И вот наступило будущее, о котором думали немцы колонисты, строя первое деревянное здание.
       Здание школы двухэтажное, большое и светлое, отстроенное заново в 1965 году. В наличии имеются все необходимые предметные кабинеты, полностью оборудованные и подготовленные к принятию учеников. Перед школой растут красивые зеленые туи и разбит большой цветник, правда уже нет фруктового сада, но зато есть свой собственный огород, трактор и автобус. Да и жизнь детей, стала интереснее и разнообразнее.
       В школе дети самых разных национальностей: русские, армяне, грузины, украинцы, молдаване, азербайджанцы, лезгины, дагестанцы…Понятно, что и вероисповедание, а значить, и обычаи, и традиции у всех разные. Как мы уживаемся? Великолепно! Если люди дружат, понимают друг друга, делают все вместе, сообща не обращая внимания при этом на цвет кожи, религию, как потом они могут ненавидеть, убивать. Нельзя привести ни одного примера, чтобы у нас в школе возник «межнациональный конфликт». Да мы спорим, ссоримся, но национальность к этому не примешивается. Мы живем на Кубани – это Россия, казачий край. Это наша малая Родина.